Странички релаксации: путешествия, отдых, юмор

 

Три недели на Святой Земле

Часть 1
От автора
Эти заметки – не более чем субъективные впечатления от посещения Израиля (осень 2004 года): то, что осталось в памяти от увиденного, прочитанного, услышанного. Возможно, что-то в исторических экскурсах я и напутал; заранее приношу свои извинения и буду благодарен, если кто-то укажет мне на ошибки в исторических, географических фактах, написании названий и т.д.
Конечно, особый интерес у меня, как человека православного, вызывали христианские святыни – Иерусалим, Назарет, Вифлеем; к сожалению, не все из них удалось посетить: в силу политических причин доступ, например, в Вифлеем весьма и весьма затруднен.
Отмечу: господам антисемитам и сочувствующим, равно как и ярым поборникам сионизма – если таковые имеются – дальше этого абзаца можно не читать, дабы не травмировать чувствительную психику. Воинствующих атеистов тоже прошу не утруждать себя чтением, поскольку рассказывать об Израиле и не упоминать Священное Писание невозможно.

 

История с географией

Разделить эти два понятия – история и география – в рассказе об Израиле очень трудно. Страна протянулась всего километров на 450 с севера на юг и 120-130 с востока на запад (древние иудейско-израильские царства занимали несколько большую территорию), но эта узкая полоска земли издревле имела стратегическое значение, поскольку, с одной стороны, была удобным сухопутным коридором между древнейшими цивилизациями Междуречья (Ассирия, Вавилон) и долины Нила (Египет); с другой стороны - это восточный берег Средиземного моря, колыбели всех тех народов, которые заложили фундамент современной западной цивилизации.
Поэтому на земли нынешнего Израиля за прошедшие тысячелетия зарились владыки и древнего, и нового мира: здесь водили свои армии полководцы египетских фараонов и Вавилона, шли победоносные фаланги Александра Македонского, легионы великого Рима и византийские армии, ее топтали тяжелые копыта боевых коней рыцарей-крестоносцев, здесь проносилась конница Саладина, арабских халифов и турок-османов, на ней побывали полки Наполеона – всех и не перечесть… Да и новейшая история, уже после образования Государства Израиль, есть практически постоянная война двух народов, по сути братских, семитских – евреев и арабов; но это уже современная политика, а ее я постараюсь касаться поменьше.

Еще один камень (причем из числа основополагающих) в фундаменте упомянутой западной цивилизации – христианство, а значит – Библия; но ведь Ветхий Завет (который у иудеев называется Танахом, а у мусульман составляет часть Корана) по существу и есть писаная древняя история иудеев и той земли, о которой я веду рассказ; для начала я и попытаюсь вкратце ее вам напомнить.

Вышедшие из египетского рабства древние иудеи после сорока лет блуждания по пустыне были выведены Моисеем к Земле Обетованной (т.е. обещанной им Богом); ясное дело, земля эта уже имела хозяев – ими были ханаанские племена (более известные как финикийцы), поэтому за место под солнцем пришлось побороться. Например, про иерихонские трубы слышали? Так вот: рухнули от их звука стены как раз ханаанского-финикийского города Иерихона, а дудели в эти трубы иудеи, армия которых осадила город более 3 тысяч лет назад (вот только не надо делать вывод о трехтысячелетних происках мирового сионизма!).
За тысячу лет до Рождества Христова было образовано первое иудейское царство, а первым царем стал Давид. Сын его Соломон построил в Иерусалиме (основанном, кстати, задолго до этого момента) первый иудейский Храм – Дом Бога, через 4 столетия разрушенный вавилонянами. Если кто не открывал Библию (ну, или Тору, Коран), вспомните хотя бы фразу старика Хоттабыча "Сулейман ибн Дауд, мир с ними обоими" – это и есть Соломон, сын Давида, только в арабском произношении; мусульмане наравне с христианами и иудеями почитают этих царей.

В дальнейшем государство Давида и Соломона не сохранило единства и распалось на Израильское (на севере) и Иудейское (на юге) царства, которые были в VI в. до н.э. завоеваны Вавилоном, а большая часть иудейского населения была переселена на территорию Вавилонского государства; начался полувековой вавилонский плен, также описанный в Ветхом Завете. Но и сам Вавилон пал – уже под натиском персов, царь которых отпустил иудеев обратно в Палестину.
В IV веке до н.э. персов громил Александр Македонский; завоевал он и Палестину - мимоходом, по пути в Египет. С этого времени начинается период греческого влияния: с распадом империи Александра (начавшимся сразу после его смерти) ее осколками стали править сподвижники великого полководца, и Палестина досталась династии Селевкидов. В середине II века до н.э. иудеи вновь завоевали независимость, воссоздали государство, и царь Ирод Великий построил второй Храм – тот самый, из которого Христос позднее изгонял торговцев и менял.

Второй Храм простоял гораздо меньше первого – около 2 веков; его разрушили римляне, которые в конце I века до н.э. (т.е. незадолго до рождения Христа) завоевали Иудею, сделав ее своей провинцией. Конечно, они не начали свое правление с разрушения Храма – это случилось позднее, в 70 году н.э., после подавления последнего иудейского восстания. Эти события и стали началом диаспоры – изгнания евреев и расселения их по всему миру.
Но и Рим не избежал печальной участи всех империй: сначала он распался на две половины, и земли Палестины оказалась под властью Византии, которая в свою очередь рухнула под ударами с востока – мусульман, с запада - христиан-крестоносцев, по пути к Святой Земле не упускавших возможности пограбить еще богатые, но уже дряхлые остатки империи.

Арабы до начала VII века н.э., т.е. до Магомета (Мухаммеда), были лишь небольшой группой племен Аравийского полуострова; основатель мусульманской религии дал им в руки знамя, под которым они стали ведущей нацией мусульманского мира (который, собственно, с арабов и начался) и за несколько столетий завоевали не только Палестину, Египет, Марокко, но даже юг Испании. Столь яростная экспансия вызвала отпор с Запада, вылившийся в крестовые походы. Первый из них был весьма успешным и завершился созданием в 1099 году Иерусалимского королевства, которое постоянно воевало с мусульманами и призывало на их головы все новые и новые волны крестоносцев: так, в третьем крестовом походе отличился небезызвестный Ричард Львиное Сердце, отвоевавший в очередной раз город Акру (нынешний Акко); тем не менее, просуществовав около ста лет, государства крестоносцев пали под ударами Саладина (Салах-ад-Дина), оставив после себя развалины крепостей и храмы, фрагменты которых по сей день являются составными частями многих исторических памятников архитектуры.

Более семи веков (с конца XII-го и до начала XX-го) Палестиной владели мусульмане: сначала это были арабы, которых в XV веке сменили турки-османы.
Османская империя, за пять столетий прошедшая путь от буйной и воинственной юности до дряхлой старости и прекратившая свое существование с окончанием 1-й мировой войны, оставила эти земли фактически бесхозными: немногочисленное и не слишком организованное местное население (евреев среди которого еще в конце XIX века было совсем мало) с уходом турецкой администрации не могло создать самоуправление, и потому Ближний Восток был поделен на подмандатные территории, в которых правили страны, победившие в 1-й мировой войне – Англия и Франция (а вот Россия, "благодаря" неустанным заботам большевиков-ленинцев, нашла себе другое занятие – готовить мировую революцию).

Палестина досталась Англии; но это не означало колонизации: честно говоря, там особенно поживиться было нечем, потому как к началу XX-го века значительная часть территории Палестины была либо пустыней (на юге), либо болотами (на севере); довольно густые леса, покрывавшие ее территорию в ветхозаветные времена, за тысячелетия были практически полностью изведены населявшими эти земли народами; каких-то запасов полезных ископаемых не наблюдалось, равно как и покорных трудолюбивых масс народонаселения (не считать же таковыми, к примеру, немногочисленных и очень своенравных бедуинов), поэтому правление принесло англичанам больше хлопот, чем выгоды, и они с облегчением переложили властные полномочия на плечи Государства Израиль, созданного в 1948 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.
Английское владычество было самым коротким в истории этой земли – всего около тридцати лет (в три раза меньше, чем существовали королевства крестоносцев); но влияние англичан чувствуется по сей день: например, английский язык, хотя бы на простейшем бытовом уровне, знает не только молодежь, изучающая его в школе, но и старшие поколения израильтян.

Улица Иерусалима
Это не ботанический сад, а просто улица

Еврейское население в Палестине, как я уже упомянул, еще в конце XIX века было крайне малочисленным. Но идея воссоздания собственного государства не умерла за многие века диаспоры, и в самом конце позапрошлого столетия венский журналист Теодор Герцль основал движение, названное сионизмом. Те граждане современной России, которые родились и выросли с послевоенных времен до конца перестройки, были приучены советской пропагандой вздрагивать от одного этого слова, и совершенно напрасно: это движение мало чем отличалось от других идей национального возрождения – скажем, украинцев во времена Богдана Хмельницкого, поляков в XIX – начале XX века, или современных басков, курдов, ирландцев Ольстера и тех же чеченцев, разве что сионизм не был столь воинственным (ну не бегали его приверженцы по улицам, пугая окрестных обывателей стрельбой и воплями) и уж точно не имел уклона в терроризм. Причем, в отличие от многих современных национально-сепаратистских движений, еврейская государственность все же имела пусть и давно прошедшую, пусть и с перерывами, но почти тысячелетнюю историю.

Ярость советской официальной пропаганды по отношению к сионизму становится понятной, если вспомнить, что к созданию Государства Израиль Советский Союз и лично товарищ Сталин приложили немало усилий: в 1947-48 годах, когда в ООН шло обсуждение вопроса создания еврейского государства, мнение СССР – страны-победительницы, все еще имевшей самую мощную армию – было на международной арене очень и очень весомым, и пожелай Сталин воспрепятствовать этому процессу, то решения Генеральной Ассамблеи ООН по Израилю в те годы, скорее всего, просто не было бы.
Но хитроумный генералиссимус намеревался получить покорного вассала еще и на Ближнем Востоке (в дополнение к восточноевропейским), и потому способствовал процессу; правда, американцы оказались хитрее (или шустрее, или просто щедрее) и перехватили инициативу, сумев оттеснить СССР и стать с тех времен и по сей день основным союзником Израиля. Вот тогда-то слово "сионизм" и стало в Советском Союзе ругательным…

Но – вернемся в Палестину начала прошлого века. Желающих переселиться (в силу разных причин – и боязнь погромов, и желание вернуться на землю праотцов) среди евреев всего мира было немало, но ведь ничейных земель практически не было – за исключением, может быть, каменистой, гористой и никому особо не нужной Иудейской пустыни… Земли надо было покупать; переселенцам надо было помочь с переездом и обустройством; и на все это нужны были три вещи: деньги, деньги и еще раз деньги.
Герцль сумел увлечь своими идеями богатейшего финансиста того времени барона Ротшильда, а также других еврейских коммерсантов, которые своими капиталами очень и очень помогали переселенцам.

Конечно, переселенцы не прибывали в райские кущи, где текут молочные реки в кисельных берегах: земли в основном удавалось купить бросовые – в болотистых местностях, на пустошах; поэтому трудиться им приходилось ой-ой как. Дело усугублялось еще и тем, что основным занятием прибывающих в то время могло стать только сельское хозяйство, а много ли было хоть в Европе, хоть в Америке евреев-крестьян или фермеров? Приходилось всему учиться…

Упомяну один забавный факт: в то время в эти места переселялись не только евреи; предчувствуя надвигающуюся грозу революций, незадолго до 1917-го года крестьяне нескольких среднерусских деревень (если не ошибаюсь, Курской губернии) тоже сорвались с места и перебрались в Палестину. Их потомки и сейчас живут в современном Израиле; часть из них не сохранила веру отцов и перешла в мусульманство, но многие из потомков до сих пор считают себя русскими и не забывают язык. На одной из экскурсий мы встретили одного такого "земляка", мужика лет пятидесяти – внука тех самых крестьян… Славянской его физиономию назвать трудно, но по-русски говорит весьма сносно.

Израильский пейзаж
А это обычный пейзаж; причем пальмы
и прочая зелень - это плантации

Так или иначе, с годами еврейское население Палестины становилось все более многочисленным. Особенно усилился поток переселенцев с началом массовых репрессий против евреев в гитлеровской Германии, а уж когда под угрозой фашизма оказалась вся Европа… Не буду вспоминать, что творили с евреями (конечно, не только с ними) фашисты; но поток беженцев стал настолько серьезным, что англичане (напомню: они командовали в те годы Палестиной) установили квоту на въезд, а "сверхлимитных" иммигрантов отлавливали и держали в переселенческих лагерях (не таких, конечно, как в Германии; но все равно хорошего мало).

Я, честно говоря, не знаю точного смысла такой политики английской администрации, но полагаю, что заворачивать евреев обратно в Европу на верную смерть у них рука не поднималась, а расселять всех прибывающих по Палестине, принимая на себя заботы по обеспечению их на первое время продовольствием, медицинским обслуживанием, по трудоустройству, а также улаживанию конфликтов с арабами, недовольными умножением числа соседей-конкурентов, англичане просто не смогли себе позволить.

Закончилась война, фашизм уничтожен. Созданная в 1945 году Организация Объединенных Наций уже через два года принимает решение о ликвидации английского мандата и создании на территории Палестины двух государств – еврейского и арабского; но предложенное размежевание было, мягко говоря, не слишком удачным, оно не устраивало ни тех, ни других - да и как можно было разделить на независимые страны территорию, где два народа перемешались настолько, что почти всегда из окон домов арабской деревни видно еврейское селение; поэтому практически сразу же началась война, которая то затухает, то разгорается до сих пор…

Но тут я опять подошел к грани, за которой начинается политика; поэтому надо заканчивать с историей и переходить к впечатлениям "руссо туристо".
 

Вылет

Всякое путешествие начинается с вокзала, а заграничный вояж – еще и с визы.
Мы с женой подъехали к израильскому посольству около половины двенадцатого; пока припарковались, пока машину закрыли и подошли к проходной – уже без двадцати. И тут охранник нам говорит, что посетителей прекращают пускать в полдень, и что для визы нужны две фотографии! Естественно, о фотографиях мы ничего не знали, и где их взять за 20 минут – а нигде… На всякий случай уточнили про ближайшее фотоателье у мужчины и женщины, торговавших с лотка всякой литературой про Израиль (я еще удивился, проходя мимо них к посольству – неужели десяток книжек на раскладном столике приносят такой доход, чтобы вдвоем их продавать!); в ответ услышали: "Зачем уже куда-то ходить? Постойте-ка пять минут". "Какие пять минут, когда у нас всего двадцать осталось!" – возмутились мы. "Я же вам говорю: никто никуда не опаздывает!" – заявила женщина и достала из-под столика кофр, а из него фотоаппарат (я такого и не видел никогда – аж с четырьмя объективами)…
В общем, через десять минут мы стали счастливыми обладателями фотографий, причем в качестве бонуса нам их заботливо обрезали ножницами до нужного размера (это дело мы оценили чуть позже, когда пришлось приклеивать фото к анкетам – без ножниц пришлось бы туго!). На прощание оборотистые коммерсанты предложили зайти к ним и за страховым медицинским полисом.

Без десяти двенадцать мы гордо зашли в проходную и впервые столкнулись с обеспечением безопасности по-израильски: карманы пришлось освободить от металлических предметов, а сумки положить в "просвечивающий" аппарат; меня даже попросили снять ботинки и положить в лоток, который пропустили через тот же аппарат. Не обнаружив ничего подозрительного, охрана пропустила нас в приемную. Заняли очередь. Пока ждали, с подозрением косились на двух парней лет 30-ти, которые стояли у окошка, где обслуживали граждан Израиля; с виду они были точь-в-точь арабскими террористами из американских фильмов: брюнеты с длинными волосами, в бородах, одеты во все черное… И как таких охрана пропустила?! За одни рожи нужно в кутузку сажать!

На обочине дороги
Вот такой "чертополох" порой растет
по обочинам дорог

Когда визы были получены, настала очередь авиабилетов. Лететь однозначно решили израильской авиакомпанией IL-AL – во-первых, сервис не аэрофлотовский; во-вторых, прямой рейс; в третьих, "Боинг" – это не "ИЛ" или "ТУ", вылетавший пару сроков сверх положенного ресурса; наконец, серьезнейшее отношение к безопасности. Да и цена не самая крутая, особенно если сразу брать билеты туда и обратно.

Вылетали из Шереметьево. Конечно, приехали заранее, потому как регистрация заканчивалась за 1,5 часа. Для начала сотрудники безопасности IL-AL'я нас обстоятельно расспросили, зачем летим, где будем жить, что из подарков везем; особенно интересовались, не передавал ли с нами кто-то незнакомый посылок, а также не оставался ли наш багаж без присмотра – ну, понятно: а вдруг бомбу лохам подсунут…

Наши чемоданы после просвечивания никого не заинтересовали, и открыть их нас просить не стали; сдали багаж, получили отметку на паспортном контроле и проследовали в зал ожидания.
Времени до посадки было достаточно; как в таком случае поступает нормальный турист? Правильно: чешет в "duty free"; решили и мы не нарушать традиций. Ничего особенного там не наблюдалось, да и цены были лишь на самую малость меньше, чем в обычных магазинах; но отпускное настроение взяло свое - "Один раз живем!": жена устремилась к прилавкам с косметикой, а я прикупил на дорожку бутылку французского коньяку (могём! знай наших!).

Объявили посадку. Девушка в форменной одежде на входе в самолет, сверкая улыбкой во все 32 зуба, впервые приветствовала нас "Шало-о-ом!" (именно так, неповторимо растягивая последний слог, словно радуясь дорогим гостям – а не просто "шалом": мол, проходи, раз уж приперся, и занимай согласно купленным… позже выяснилось, что это не профессиональная вымуштрованность: с такой же радостной интонацией приветствовали нас в самых разных местах).
Летели мы, конечно, эконом-классом; но даже мои длинные ноги не упирались в спинку переднего сиденья; для каждого были приготовлены подушка, легкое одеяло, а также наушники для прослушивания развлекательных программ (а их можно было выбирать из доброй дюжины), все это в запечатанных пакетах - а вдруг кому-то противно после чужих немытых ушей наушники надевать! Подумаешь, нежности какие…

Благословясь и выслушав напутствие командира на английском и иврите, взлетели. Мелькнула мыслишка: только бы братья-украинцы опять не затеяли ракетные стрельбы над Черным морем… Но тут начали разносить обеды, и все ненужные мысли из головы вылетели.
Начали мы с женой с джин-тоника из своих запасов – для аппетита и "за мягкую посадку"; потом подали обед с ма-аленьким "мерзавчиком" красного вина. Подивившись на прилагавшийся к обеду "сертификат кошерности", приступили к трапезе; конечно, дело очень быстро дошло до коньяка. Жена, попробовав глоточек, от дальнейших возлияний отказалась; мне пришлось переключиться на соседа через проход – пожилого дядьку с палочкой. Его соседкой с другой стороны была молодая мамаша с грудным ребенком, для которого стюардессы принесли и повесили специальную люльку; ребенок, правда, вел себя на удивление спокойно, но люлька явно мешала дядьке нормально пристроить больные ноги, а поданный к обеду глоточек вина его настроения улучшить не сумел.
Мы с женой летели отдыхать, и никак не могли терпеть возле себя столь мрачную и несчастную физиономию; потому предложили познакомиться и скрепить знакомство добрым коньяком. Соседу такое дело пришлось по душе, а после третьей и люлька стала мешать гораздо меньше; в общем, летели мы теплой компанией и с полным удовольствием.

Не помню, после какой рюмки я углядел еще одну невеселую личность, на этот раз в строгом черном костюме, белой рубашке и с кипой на макушке (это такая маленькая круглая шапочка-блинчик, которую обязательно носят верующие евреи, да и многие не особо верующие тоже часто надевают).
Бутылка была большая, коньяк в ней еще оставался, настроение у меня было нор-р-рмальное, на шапочку я внимания не обратил, и предложил мужику выпить "за семь километров под крылом", кое-как сформулировав это дело по-английски. Мужик чуть с кресла не свалился; но нашел в себе силы вежливо отказаться, а жена мне прошипела: "Ты что! Им же нельзя!". Я, как человек воспитанный, сказал на чистом английском "Nu togda pardon!" и занялся прослушиванием музыкальных программ через наушники, причем так увлекся, что проснулся только от толчка в бок, которым наградила меня драгоценная половина – мол, просыпайся и пристегивайся, на посадку идем. Вот елы-палы – 3,5 часа как один миг проскочили!

Высаживались мы не со всеми вместе, а решили помочь соседу, у которого и без того больные ноги настолько затекли от долгого неподвижного сидения, что он еле поднялся. Я подхватил свои и дядькины сумки, а жена со стюардессой взяли его под руки и повели к другому выходу, к которому уже подогнали специальный подъемник; так что в зал прибытия мы добирались на индивидуальном транспорте, причем дядьку усадили в удобное кресло на колесах. Любезная стюардесса помогла нам заполнить въездные декларации; потом мы получили багаж, свой и соседа, потом встретили его родственников и передали им на попечение.
Нас тоже встречали – на машине; началась наша первая поездка по израильской земле… Потом-то мы проехали страну с севера на юг и с востока на запад; но сейчас во все глаза смотрели на мелькающие за окном непривычные пейзажи.
 

Первые впечатления

Их (впечатлений) – превеликое множество. Во-первых, природа: финиковые пальмы на каждом шагу; разноцветные плети бугенвиллии (цветы на нескольких ветках одного такого растения могут быть разными – белыми, красными, розовыми, фиолетовыми); кактусы выше человеческого роста по обочинам дорог…

Бугенвиллия
Бугенвиллия: целая клумба
на одном кусте

Во-вторых – пейзаж: очень много камня и совсем мало травы, кустов и деревьев. Густых лесов, как в России, здесь вы не увидите; большинство деревьев выросли не сами по себе, а посажены человеческими руками в последние десятилетия: несколько раз в году израильтяне устраивают "праздники деревьев", целыми автобусными колоннами выезжая на пустоши, чтобы превратить их в зеленые рощи.
В третих – люди на улицах: очень много молодых парней и девчат (в военной форме и в гражданском) с оружием, и не с какими-нибудь пистолетами, а с винтовками (американскими М16; некоторые даже с подствольными гранатометами).

Я, грешным делом, поначалу решил, что молодые солдаты просто не наигрались с оружием, вот и таскаются с ним для солидности везде и всюду; оказалось – это требование воинского устава: расставаться с оружием нельзя ни на минуту (в свободное время можно ходить в гражданском, но все равно с оружием). Особенно забавно видеть какую-нибудь худенькую невысокую девчушку-солдатика, которая сама-то росточком чуть выше винтовки, но мужественно тащит не только свое оружие, но еще и здоровенный вещмешок.

Кроме того, первые дни очень странно было видеть на улицах мужчин, одетых в черные длиннополые костюмы и белые рубашки, с черными шляпами (а то и круглыми меховыми шапками) на головах – и это в жару за 30 градусов, когда лично я в легких брюках и в футболке не знал, куда деваться от зноя! Как вы уже догадались, это – традиционная одежда верующих иудеев (или, как они себя называют, "соблюдающих традиции"), которых особенно много в Иерусалиме (Иерушалаим – так произносится на иврите; вспомните "Мастера и Маргариту").

А еще бросается в глаза полный "интернационал" на улицах: много людей с очень смуглой кожей и просто чернокожих; причем это явно не туристы, а солдаты, полицейские, сотрудники магазинов, фирм, государственных учреждений; и это не арабы, потому что у многих кипа на макушке. Объясняется такая пестрота очень просто: только безбожное наследие советской коммунистической идеологии приучило нас считать людей евреями по происхождению, а иудаизм – разновидностью "опиума для народа"; во всем остальном мире нет разделения на "просто" евреев и на иудеев – это всегда приверженность к определенной религии: человек может вести свой род хоть от Соломона, но не соблюдать шабат и не ходить в синагогу, и никто из окружающих не будет считать его евреем. Помимо "русских" евреев, в Израиль приехало очень много людей из самых разных стран: смуглых из Марокко, Туниса, Алжира, чернокожих из Эфиопии; все они исповедают одну религию и потому являются евреями (ну, или иудеями – если угодно).
Но в Эфиопии, помимо чернокожих иудеев, есть и чернокожие православные христиане – копты; о них я еще упомяну в рассказе о Святых Местах Иерусалима.

Кстати, иудаизм никоим образом не приветствует привлечение новых верующих; правда, и не запрещает никому стать иудеем, но делает процесс подготовки к приобщению, называемый "гиюр", столь длительным и сложным, что выдержать его может далеко не каждый. Думаю, это разумная мера: она отсеивает людей случайных, следующих веяниям моды, каковых немало в современной России среди принимающих христианское Крещение.

Конечно, вместе с волнами переселенцев-евреев, особенно из СССР, гражданами Израиля часто становились их жены и мужья - чистокровные русские, украинцы, белорусы; но в паспортах они значатся как "христиане" (даже если некрещеные), без всякого упоминания национальности.
С желающими переехать на ПМЖ из СССР у Израиля вообще была проблема: верующих иудеев среди них были единицы, поэтому разрешения на въезд давать приходилось "по крови", а не по вере; и в момент наибольшего наплыва "русских" евреев, которых надо было на первое время обеспечивать деньгами и жильем, учить языку, в Кнессете (парламенте) был поднят вопрос о том, чтобы не считать евреем человека с четвертью иудейской крови. Но один из депутатов напомнил, что фашисты "четвертинок" сжигали в печах концлагерей наравне с чистокровными; вопрос был тут же снят…

Сикомора
Дерево сикомора: посадил -
и через век-другой готова живая беседка!

Еще одна примета современного Израиля – проверки при входе в места массового скопления людей: на вокзалы, на рынки, в большие магазины и т.п. Везде на входе стоят охранники, но не хмурые личности с квадратными плечами и оттопыренным под мышкой пиджаком, которые смотрят сквозь тебя и презрительно цедят скупые слова, как в России, а веселые молодые парни и девушки; они вежливо приветствуют и просят показать содержимое сумок, проводят вдоль тела металлоискателем и терпеливо ждут, пока ты не перестанешь "звенеть", освободив карманы от забытых монеток или ключей.

А вот проверкой документов, ставшей прямо-таки любимой забавой российских милиционеров, местные власти не увлекаются: за три недели ко мне только один раз обратились по этому поводу, когда я, покуривая, ждал жену, застрявшую в очередном магазинчике; да и то полицейский вполне удовлетворился объяснением на ломаном английском, что паспорт есть (российский; и виза тоже есть), но он у жены в сумочке, а жена занимается шоппингом… Хотя, быть может, выручала моя физиономия – ну не похож я на злого араба-террориста; даже продавцы в магазинах почти всегда безошибочно определяли, кто я и откуда, и заговаривали со мной по-русски (если могли, конечно).

Но – за несколько дней ко всему перечисленному привыкаешь и перестаешь обращать внимание.

О языке

Официальными языками являются иврит и арабский; как я упоминал выше, большинство израильтян говорят еще и на английском; русский язык тоже в ходу, поскольку русская алия (алия – так называют на иврите совокупность людей-алимов, прибывающих на жительство в Израиль из какой-то страны) насчитывает более миллиона человек, т.е. почти каждый пятый житель страны приехал из бывшего СССР. Русские вывески магазинов встречаются (иногда весьма своеобразные: "Русски говрим!"), но редко, и с каждым годом их все меньше, поскольку поток русскоговорящих алимов за последние годы ослабел, а те, кто приехал раньше, уже освоились с ивритом. Если турист из России не знает ни иврита, ни английского, то довольно быстро сможет найти человека, понимающего русский язык: почти в каждом магазине или фирме найдется сотрудник, владеющий русским; но, как обычно и бывает, когда срочно нужно что-то выяснить, русскоговорящего рядом не оказывается – в этих случаях нас выручал английский.

А вот ориентироваться на улицах трудно: нам легко прочитать (пусть даже не совсем правильно) и запомнить надписи, сделанные латинскими буквами, немного труднее – греческими; а вот с буквами иврита или арабского уже полный тупик: стоя с картой-схемой в руках у таблички с названием улицы, ощущаешь себя полным идиотом… Если же повезло: и на табличке, и на схеме есть надписи латиницей, то начинаешь чувствовать себя настоящим следопытом.

О деньгах

Национальная валюта – NIS, новый израильский шекель; местная "копейка" называется "agorot" (забавно: произносится именно так, как москвичи выговаривают слово "огород"). Самая мелкая денежка – монетка в 10 агорот (мельче были, но изъяты из обращения); самая крупная – купюра в 500 шекелей (встречается редко; лично мне подержать в руках не довелось).
Доллары и евро обменять можно без проблем практически по официальному курсу; частных обменных пунктов везде полно (в банках менять не всегда выгодно: там могут еще взять приличный процент комиссии). Принимаются эти валюты и во многих магазинах, особенно в местах, где много туристов - законодательного запрета, как в России, нет; но особо горячей любви к иноземным валютам (как, например, в Турции) не наблюдается.

Один американский доллар – это примерно 4,5 шекеля (т.е. шекель – это около 6,5 рублей); курс шекеля к доллару или евро все время колеблется в плюс или минус, но очень незначительно; инфляция в стране обычно практически нулевая, а в отдельные периоды бывает даже отрицательной, и только в последнее время в связи со скачком мировых цен на нефть наметилась более заметная инфляция. В общем и целом люди в Израиле гораздо обеспеченнее россиян (а уж пенсионеры вообще богачи по сравнению с российскими), но уровень жизни отстает от США или развитых стран Западной Европы.

Что-где-почем

Средняя зарплата в Израиле составляет 7 с небольшим тысяч шекелей, или около 1.5 тысяч долларов. По американским понятиям – мизер, но даже если учесть, что около трети зарплаты "съедают" налоги и прочие отчисления, то по российским меркам средний израильский рабочий или служащий зарабатывает очень прилично; оплата же специалиста с высшим образованием заметно выше. Всякая переработка, особенно работа в выходные, оплачивается отдельно и по более высоким расценкам. Кроме зарплаты есть премии, а также разовые выплаты – например, ставшие неписаным законом подарки к трем главным праздникам (обычно денежные, но в небогатых маленьких фирмочках могут быть и вещевые); работодатели очень часто организуют своим работникам и их семьям коллективный отдых.
А вот выходных всего полтора дня в неделю: вторая половина пятницы и суббота.

Сколько получают пенсионеры, я точно сказать не могу; но вот простой пример: с 1-го ноября к пенсиям добавили 50 долларов в месяц (в шекелях, конечно – а вот карманы наших соотечественников-стариков этой осенью "потяжелели" всего долларов на 5); на 2005-й год запланировано в три этапа добавить еще более 160 долларов. Пенсионеры пользуются льготами при покупке лекарств, оплате транспорта и т.д.; за инвалидами закрепляют неплохо оплачиваемого помощника – но не замотанного беготней соцработника, как в России, а человека, который уделяет своему подопечному достаточно внимания.

Конечно, все мы читали Марк Твена и помним "урок политэкономии" от янки из Коннектикута; поэтому знаем: главное – не "сумма прописью", а что на нее купить можно.
Итак, цены (в шекелях; напомню: 1 шекель – это около 6.5 рублей):

хлеб белый 750 г2.75
молоко 3% 1л4.0
масло сливочн.16.3
говядина 1 кг (мякоть)16.0 (а вот с косточкой почему-то дороже)
курица парная 1 кг12.90
яйца 30 шт.16-18
сахар 1 кг0.9-1.5
сыр высш. сорта 1 кг56-59; есть сорта и подешевле – 35-40
помидоры, огурцы 1 кг3,5
апельсиныоколо 1.0
грейпфруты2-2.5
картошка1-3.5
крупы3.5-4.5
водка "Абсолют" 1л60
вино молдавское 0.75л18-20
пиво: "Балтика" 0.5л5.5; местное Goldstar 0.5л - 4.5

Цены даны магазинные; на рынке или в маленькой лавочке многое можно купить дешевле: так, три банки пива по 0.5л обойдутся в 10 шекелей (но на уличном лотке за эти деньги купишь всего одну бутылку или банку - зато из холодильника).
Как видите, цены на продукты не выше, а на многое и гораздо ниже, чем в Москве - даже пенсионеры голодать не будут!

Харчей "второй свежести" просто не бывает: продукты с истекающим сроком реализации (но не откровенную тухлятину) и нераспроданный хлеб выставляют вечером на лотках, чтобы желающие могли забрать бесплатно – этим порой пользуются даже довольно обеспеченные люди.
Очень дешева сотовая связь, поэтому израильтяне постоянно болтают по "пелефонам" (так у них называются мобильники, по названию первой фирмы-оператора сотовой связи): сел в автобус, достал мобилу – и давай названивать…
Съемное жилье немного дешевле, чем в сегодняшней российской столице: в Иерусалиме маленькую 1-комнатную квартиру можно снять за $200/мес., нормальную 2-комнатную – за $350/мес.

Что дорого: электроэнергия (0.4 шекеля за кВт-час); подача воды (13 шекелей за кубометр; в каждой квартире стоит счетчик); транспорт (поездка 30-40 минут в пригород на автобусе обойдется около 7 шекелей). Заметно дороже, чем в Москве, всякая бытовая техника – примерно на треть; очень дорогой табак - раз в пять дороже, чем у нас.
Цены на горючее в два с лишним раза выше российских и приближаются к европейским: 92-й бензин встречается редко; 95-й стоит 5.2-5.3 шекеля, 98-й - 6.1-6.2; есть еще 96-й, который на "копейку" дороже 95-го (не знаю, зачем нужны два почти одинаковых вида топлива); а вот дизтопливо на треть дешевле бензина, поэтому очень много автомобилей с дизелем.

Очень приятна российскому сердцу "матана" – подарок, выдаваемый при покупке товаров свыше определенной (обычно не слишком большой) суммы, то есть халява! Такая практика распространена в Израиле повсеместно: даже на рынке, купив, например, килограмма 2.5 винограда, часто получаешь в подарок большой грейпфрут или несколько груш; в магазинах же покупателю, набравшему полную корзинку продуктов, предложат за символическую плату в один шекель выбрать либо упаковку из шести 1.5-литровых бутылок воды или колы, либо большую пиццу в коробке, либо еще что-нибудь полезное, а также дадут талончик для накопительной скидки – набрав нужное количество отметок в этом талоне, получаете возможность очень дешево купить на выбор СВЧ-печку, соковыжималку или миксер. Или, заправив в бак автомобиля определенное количество горючего, получаете приятную мелочь вроде жвачки или пакетика чипсов из магазинчика при заправке.


Продолжение



Опубликовано 23 ноября 2004 г.

| На заглавную страницу | Обзоры | Ликбез | Форум | Ремонт | Заметки | Релаксация | F.A.Q. |
| О сайте | Конференция | Комиссионка | Ссылки | Совместимость | Магазин | Галерея | Коды |
Новые истории присылайте
© Start/Copy, 1998-2005
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
liveinternet.ru