Собственно, поехать на эту экскурсию из Питера проще простого. Типа обзорной экскурсии по городу. Или к фонтанам Петергофа. В любых турфирмах вам предложат достаточно избитый традиционный маршрут Псков-Изборск-Печоры на автобусе - как правило, за один день. Раньше в советское время это была двухдневная поездка с ночевкой в одной из гостиниц Пскова. Теперь "время - деньги", и поэтому сейчас укладываются за один. Бывает - и за два.
По цене сказать толком ничего не могу: лично я ездил с учетом профсоюзных (да-да, жива еще фраза «пиво отпускается только для членов профсоюза»…) скидок на работе моей жены. Таким образом, 550 рублей с человека; и по желанию еще примерно 150 можно отдать за организованное питание (мы предпочли «подножный корм»).
Итак, наш вариант был максимально сжатым - в 6.30 утра в субботу автобус забирает на условленном месте заспанных экскурсантов, 4 часа до Пскова с остановкой в Луге для естественных надобностей, затем - собственно посещение приметных мест, а в 19.00 выезжаем обратно и где-то к полуночи возвращаемся обратно в Питер. Поэтому заранее прошу прощения у псковичей за шапкозакидательство и верхоглядство.
Зачем туда вообще ездить? Ну, кто имеет целью посещение святых мест на Русской земле -монастырей, например - то лучше с чувством, с толком, с расстановкой «зависнуть» на пару дней в Печорах, снявши угол у местного населения. Это уже вроде как серьезным паломником будешь, а не праздношатающимся (как я, например). А так - познавательно-расслабляющая прогулка с интересными историческими фактами. |
|
|
|
Начнем со Пскова (фото 1). Это город не самый молодой: когда Питеру с помпой и шумом праздновали 300 лет, Псков тихонько «обмывал» свои 1300 (!!!) неплохой местной водкой «Скобарь» и прочими достойными напитками местного производства. Почувствуйте разницу, как говорится. Притом достаточно долго Псковская республика существовала независимо от Великого Новгорода, хотя по ресурсам и населению она была гораздо скромнее. Татаро-монголы сюда не добрались - псковичам хватило сначала междуусобных войн с теми же новгородцами, а потом с распространителями католицизма в лице прибалтийских рыцарских орденов. Кто из завоевателей был предпочтительнее? Татары устраивали в церквях конюшни и убивали священников,но были сравнительно веротерпимыми - то есть православие допускали. Рыцари? Переиначивали всех желающих в католицизм, а несогласных - опять же пускали в расход. Так что выбор остается за вами, господа.
В городе осталось несколько оборонительных стен вокруг Кремля на приличном расстоянии и общая длина всех сооружений порядка 40 км. |
|
|
|
Сам Кремль (фото 2) - это впечатляющее укрепление, и хотя построек внутри - кроме собора (фото 3) - почти не осталось (фото 4), вид стен (фото 5), башен (фото 6), да и само его расположении на слиянии рек Великой и Псковы (или Плесковы) говорят о том, что наши предки умели выбирать место для своих крепостей. Вид на слияние рек со смотровой площадки за стеной Кремля просто великолепный (фото 7). Входить же в Кремль каким-нибудь псам-рыцарям приходилось по извилистому узкому коридору (фото 8), с двух сторон которого с галерей обстреливали лучники, лили горячую смолу и прочие малоприятные жидкости. По теперешним понятиям держать узкий проход можно одним-двумя пулеметами, но как быть с современной артиллерией нападающих? |
|
|
|
Церквей в Пскове вне Кремля хватает (фото 9). Ничего больше сказать не могу, потому как проскочили «галопом по Европам» - из окна автобуса. Очень рекомендую памятники княгине Ольге, один из которых авторства скульптора Церетели (привет от москвичей!)
Ну, а Изборск в получасе езды от Пскова (собственно - Старый Изборск, потому как есть и Новый) - это поселение еще древнее. Он гораздо раньше, чем Псков, упоминается в летописях - чуть ли не с 600 года н.э. Его население теперь около 700 человек, живущих в основном своим деревенским хозяйством. Изборская крепость (фото 10) - очень древняя. Ее расположение было выбрано так, что всем многочисленным претендентам на русские земли приходилось сталкиваться с этим укрепленным пунктом. Естественно, не без потерь с обеих сторон. Воевали тут много и долго, крепость несколько раз разрушалась и переносилась на новое место. Кроме стен (фото 11) и башен - одна из них со смотровой площадкой (фото 12) - на территории также расположен действующий собор. |
|
|
|
Дальше мы затронем один из ключевых моментов русской истории, вокруг которого ведется немало споров. Как гласит теория «варяжского» правления, устав от бесчисленных войн и неразберихи между местными правителями, русичи пригласили на правление Русью трех варяжских, то есть скандинавских, князей - знаменитых Рюрика, Трувора и Синеуса. Рюрик - персонаж вполне исторически достоверный, а вот по поводу его «коллег» ясности нет. Есть версия, что произошла накладка при переводе летописи со старошведского языка, и вместо выражения «князь Рюрик с семьей и дружиной» мы в результате имеем не семью с дружиной, а три разных исторических лица - Рюрика и его «коллег».
Так вот, один этот коллега - Трувор - занял престол или, как говорили, «сел на княжение» именно в Изборске. Версия насчет ошибки перевода, конечно, имеет право на существование, но в Изборске существует до сих пор и могила легендарного Трувора, и Труворов крест, и Труворово городище - то есть остатки поселения. В общем, этот варяжский князь - местная знаменитость.
И ничего в этом удивительного нет. Во Пскове почитается как очень много сделавший для края литовский князь Довмонт (сначала язычник, в крещении Тимофей). Так что ничего постыдного в, так сказать, введении внешнего управления для Руси я не вижу. Тем более, что Литва сидела со своими языческими богами очень долго, даже после крещения Руси. |
|
|
|
Изборская крепость стоит на достаточно приличном возвышении, а долина, на которую открывается красивый вид (фото 13), благодаря когда-то вовремя сошедшему леднику обладает совершенно уникальным микроклиматом; и все это со своими растениями и насекомыми (вот все время путаю,кто из них флора,а кто –фауна :-) ). Примерно в километре от крепости внизу из горы вытекают уникальные Словянские ключи (пишется через букву «о») - минеральные источники. Возраст их почтенный – порядка миллиона лет. Не нарзан, конечно, но вода вкусная. Ключей этих девять штук (фото 14). По легенде, каждый из них отвечает за что-то хорошее: выпьешь воды, и будет тебе -1.здоровье, 2.счастье, 3.удача и так далее… Вода из ключей у подножия холма образует широкий поток, и добраться до последнего - девятого - ключа, который отвечает за наличие денег, очень непросто (фото15). Местное население у ключей активно торгует пирожками с капустой, брусникой и еще с разным вкусным содержимым. Сувениры тоже есть. Рекомендую ;-).
Ну вот, напившись чудесной воды, переходим к рассказу о Печорском мужском православном монастыре. Хотя в действительности мы туда поехали в первую очередь. Монастырь этот, как и другие, тоже являлся опять же и культовым заведением, и крепостью. То есть кроме богоугодных дел еще и с завоевателями боролись. Хотя против всех правил фортификации стоили – крепость располагается не на возвышении, а в овраге (фото 16). Если я все правильно понял из рассказа экскурсовода, Печорский монастырь никогда ни перед кем не склонялся. Теперь же Печоры опять стали почти границей с соседней Эстонией.
Тут, кстати, надо быть повнимательнее с сотовой связью - может ненароком включиться роуминг с эстонскими операторами, и ваш счет за звонки может возрасти. К моему глубокому изумлению, сидящей рядом со мной в автобусе жене пришло на мобильник сообщение от Мегафона с пожеланиями доброго пути в Эстонию и ее тут же переключили на эстонский роуминг с Теле2. Я же, сидя рядом с ней, продолжал пользоваться услугами отечественного оператора Мегафон. |
|
|
|
По старым преданиям, на месте монастыря - а местность там лесная, с глубокими оврагами -долгое время жили пустынники-отшельники. В одном месте на склоне кто-то из них рубил деревья, и когда одно дерево упало, на склоне оврага показался вход в подземные пещеры с надписью, сделанной сверхъестественным образом: «это вход в пещеры, данные Богом». В пещерах существует уникальный микроклимат, что способствует нетленному сохранению тел умерших монахов. Выглядят «пещеры» как фасад храма, выступающий из горы (фото 17). Вход желающих в сами «пещеры» строго ограничен, показывают только небольшие две камеры площадью примерно метров 12 - как бы комнатки, покрашенные белой краской -это так называемые «ближние пещеры» с двумя-тремя гробами, иконами и веригами, которые один послушник носил на себе всю жизнь. Я не удержался и из-под полы сфотографировал (фото 18).
Хотя на территории монастыря фотографировать не запрещено, все же не стал много щелкать аппаратом внутри храмов и захоронений (кроме одного раза :-) ).
В «дальние» пещеры, где и есть основная часть захоронений, просто так не пускают. Правда, ходили слухи, что якобы в 90-е годы там пытались застолбить себе местечко для упокоения влиятельные криминальные авторитеты - Бог им судья.
Вообще насчет видео и фотосъемки в разное время у монахов был разный подход. Когда-то было запрещено. Потом, когда я ездил туда в конце 1980-х годов, фотографировать на территории было можно, но с условием, чтобы в кадр по возможности не попадали священнослужители и прочие обитатели монастыря. Теперь же вопрос разрешился следующим образом: при входе имеется ящик для пожертвований, и на вопрос служителю «а можно ли фотографировать», отвечают: «можно после того, как вы что-то пожертвуете монастырю». Естественно, никто не смотрит, сколько именно денег вы туда кладете - это вопрос совести каждого. Я опустил всего десятку; учитывая, какой доход получается от продажи при входе церковной утвари и пустых пластиковых бутылок под святую воду из колодца - нормальная сумма.
Отдельный разговор о посещении монастыря женщинами. Насчет платка на голову - думаю, все, кто посещает церковь, не будут удивлены этому требованию. А вот в летнее время будьте любезны одеть юбку (длинную). Брюки или джинсы (и уж никак не шорты) не приветствуются. Но не беспокойтесь: при входе за воротами (фото 19) вам в специальной будочке предложат юбку напрокат. Но, поскольку при приезде большой группы юбок может на всех и не хватить, желательно захватить что-то с собой, чтобы хотя бы изобразить подобие длинного подола. |
|
|
|
Рассказывать о Печорском монастыре занятие неблагодарное: там надо побывать. Вроде бы я человек неверующий - не атеист, а просто безбожник; и все равно почувствовал, что атмосфера за воротами отличается от мирской. Это и крепость (фото 20), и монастырь (фото 21), и просто красивые места... Вплоть до того,что чувствуешь легкое головокружение, глянув на купола (фото 22). Может, от легкого перепада атмосферного давления - ведь крепость-монастырь расположена в глубоком овраге, а может, от энергетики места…
Зайдите в башню, внутри которой часовня почти на открытом воздухе; обязательно выпейте святой воды из колодца - после того, как от ворот спуститесь вниз по Кровавой дороге к площади перед входом в пещеры. Вам все подробно расскажет экскурсовод. Не пренебрегайте возможностью погулять, когда после рассказа вам дадут свободный час - просто побродите по территории.
Приезжайте, не пожалеете!
|
|