Hewlett-Packard LaserJet 4200/4250/4300/4350: проблема неправильного размера бумагиHP LJ 4200/4250/4300/4350: быстрая локализация неисправности

Hewlett-Packard LaserJet 42x0/43x0: быстрая локализация неисправности


Во второй части статьи я предлагаю вниманию посетителей StartCopy способ локализации неисправности связанной с электроникой. (В качестве пациента для экспериментов использовался принтер LaserJet 4250). Для начала немного теоретического материала.

Обращаю ваше внимание, на тот факт, что в сервис мануале на данную линейку аппаратов присутствует разночтение. В электрической схеме в узле RM1-0007 указан оптодатчик PS108 (второй сенсор ширины носителя – (бумаги)). Фактически в данном узле используется датчик с номером PS109, а датчик PS108 включен в состав блока закрепления изображения (печки). Об этом необходимо помнить, что бы не возникло неразберихи, я буду применять маркировку PS109 (PS108*).

Электрическая схема узла RM1-0007, приведена на рисунке в первой части статьи. Мы видим, что она состоит из пяти оптосенсоров. В таблице приведены номера и названия выводов разъема J87.

Номер вывода разъема J87Наименование выводаЦвет проводникаКомментарий
1WIDTHDRКрасный 
2GNDСиний 
3/WIDTHSNSФиолетовыйСенсор PS106 – ширина носителя
4PREDRКрасный 
5GNDСиний 
6/PREDRЖелтыйСенсор PS102 – подача носителя из 2 лотка
7TOPDRКрасный 
8GNDСиний 
9/TOPSNSБелыйСенсор PS103 – передней кромки листа носителя
10MPDRФиолетовый 
11DNDФиолетовый 
12/MPSNSФиолетовыйСенсор PS105 – лотка 1 (ручной подачи)
13WIDTH2DRКрасный(только на моделях LJ 4250/4350)
14GNDСиний(только на моделях LJ 4250/4350)
15/WIDTH2SNSЧерныйСенсор PS109(PS108*) – ширина носителя 2 (только на моделях LJ 4250/4350)

Hewlett-Packard LaserJet 4200/4250/4300/4350: локализация неисправностиHewlett-Packard LaserJet 4200/4250/4300/4350: локализация неисправностиНа рисунке слева приведена схема подключения каждого из оптосенсоров к выводам микроконтроллера, установленного на плате DC контроллера. Фильтрующий конденсатор установлен только в цепи оптосенсора PS103. Другими словами, при наличии обычного вольтметра можно отслеживать работу каждого из оптосенсоров, логика работы которых приведена в таблице (замеры проводились в точке подсоединения фототранзистора к резисторам). Расположение контрольных точек на плате приведено на фотографии справа.

Номер ситуацииНапряжение в контрольной точке, ВКомментарий
в нормальном состоянии при прохождении носителя
13,30Нормальная работа оптосенсора
200Ситуация с замятием бумаги
33,33,0Неисправность электронной схемы
43,30Принтер выдает ошибку

Рассмотрим причины возникновения ситуации 2. Данные ошибки могут возникнуть по целому ряду причин:

  • попадание постороннего предмета в тракт подачи носителя;
  • просыпание тонера и загрязнение щели оптосенсора;
  • залипание флажка оптосенсора;
  • выход из строя самого оптосенсора;
  • механическое повреждение, в виде короткого замыкания в жгуте проводов или самом разъеме.
  • Отмечу, что все механические и электрические дефекты можно достаточно быстро отыскать и устранить при наличии определенного опыта ремонта. Больших сложностей это, как правило, не вызывает.

    Ситуация 3 встречается реже; она возникает в результате неисправности самого оптодатчика (снижение чувствительности приемника либо снижение яркости светодиода) или в результате неисправности DC контроллера.
    Проявляется так: при полной исправности механики принтер упорно выдает информацию о "неправильном формате бумаги" и "очистке тракта подачи бумаги". Метод локализации подобной ситуации будет приведен ниже.

    Hewlett-Packard LaserJet 4200/4250/4300/4350: локализация неисправностиСитуация 4 – самая сложная. Механических дефектов и неисправности электроники не выявлено. Тем не менее, принтер все так же упорно напоминает о замятии или неправильном формате. Проблема заключается в искажении динамических свойств печатающего устройства. Я приведу выдержку из сервисного мануала - циклограммы работы принтера, связанные с процессом непосредственной печати.

    Здесь приводятся временные интервалы, отводимые в программе микроконтроллера для нормального процесса печати. Если по каким либо причинам данная картина нарушается, то электроника распознает ситуацию ЗАМЯТИЕ и выдает соответствующую ошибку. Причин возникновения неисправности может быть множество:

  • банальное загрязнения тракта подачи носителя просыпанным тонером и бумажной пылью;
  • износ подающих и подхватывающих роликов;
  • старение или повреждении элементов блока закрепления изображения, включая применение некачественной смазки;
  • проливание в механизм принтера различных жидкостей (сладкий чай, кофе, агрессивные напитки и тоники, некачественные спиртосодержащие жидкости и др.);
  • деформация первоначальных профилей пружин возврата флажков.
  • В этой ситуации требуется все искусство инженера в локализации и устранении неисправности.

    Теперь перейдем от теории к практике - как все-таки на деле быстро найти и локализовать неисправность. По "просьбам трудящихся" ресурса StartCopy.ru приведу действия в виде алгоритма. Последовательность действий может быть и иной - она сильно зависит от опыта мастера, осуществляющего ремонт.

    1. Осматриваем принтер с внешней стороны и внутри (пока без разбора, с удаленным картриджем и лотком подачи бумаги). Зачастую даже мимолетного взгляда достаточно для выявления замятий бумаги и просыпания тонера.
    2. Включаем принтер и ждем выхода в готовность. Если принтер вышел в готовность, переходим к пункту 4.
    3. Зафиксировано замятие (ситуация 2). Снимаем правую боковую крышку, открывая доступ к DC контроллеру. Производим замеры напряжений на контрольных точках платы. Локализуем оптосенсор, вызвавший замятие. Необходимо учитывать, что оптосенсор PS108 расположен в блоке закрепления изображения и подсоединен к плате DC контроллера через разъем J71.3; а датчик выхода бумаги PS104 контролируется в точке J82.3. Производим ремонт.
    4. Принтер вышел в готовность. Распечатываем Страницу настройки принтера и Страницу Status Log.
      Анализируем поле Paper Trays and Options. Допустим, в строке Tray 2 установлено ANY SIZE, а в меню принтера A4. Скорее всего, в лотке стоит переключатель формата бумаги в положении CUSTOM. Переведите рычажок в положение STANDART и проведите повторную проверку.
      Также возможна ситуация с неправильной отработкой механизма переключателей формата бумаги SW102. Он контролируется по выводам разъема J90.1, J90.2 J90.4. Подобные неисправности также достаточно быстро локализуются и устраняются.
      Анализируем Status Log. Обычно при внимательном прочтении кодов ошибок (с использованием сервис мануала) можно выявить неисправный датчик "на кончике пера". Именно таким способом я выявил неисправность в первом моем пациенте. К сожалению, такой способ требует от мастера довольно много рабочего времени, что вызывает потребность в поиске более оптимальных методов диагностики.
    5. Принтер распечатал первый лист и сразу же вылетел в ошибку "неправильный формат бумаги" и "очистка тракта подачи бумаги". Пытаемся локализовать неисправность без разбора принтера.
    6. Производим подачу бумаги из 2-го, а потом из 1-го лотка. Если замятие возникает только из 2 лотка, то не отрабатывает оптосенсор PS102. Если замятие возникает только в 1 лотке, то не отрабатывает оптосенсор PS105.
    7. Производим “половинный тест”. Загружаем лист бумаги в 1-й лоток и запускаем печать из меню принтера. Как только на экране возникает сообщение "очистка тракта подачи бумаги", немедленно выключаем питание принтера.
      Если лист бумаги не дошел до блока закрепления изображения, то датчики PS108 и PS104 исправны. Если лист застрял уже в блоке закрепления, то необходимо проверять цепь датчика PS108. В любом случае лучше перейти к следующему этапу тестирования.
    8. Проводим действия, указанные в пункте 3, но уже на выявление Ситуации 3.
      Допустим, выявлена неисправность в цепи датчика PS106. Как отделить неисправность оптосенсора от неисправности DC контроллера? Очень просто – необходимо смоделировать срабатывание датчика.
      Выключаем питание принтера. Устанавливаем искусственное замыкание контрольной точки на землю. Включаем принтер и ждем прохождение процедуры инициализации. Если принтер сообщил, что "обнаружено замятие", тогда неисправен сам оптосенсор. Иначе придется ремонтировать контроллер.
      Замечу: различные оптосенсоры выдают разные сообщения на экран и номера ошибок в Status Log.
    9. Если не удалось выявить неисправность по статическим параметрам оптосенсоров - скорее всего, у вас возникла Ситуация 4. Для более детальной диагностики необходим логический анализатор уровней или донор. Здесь совет один: воспользоваться анализом Status Log, тщательно очистить внутренности принтера от тонера и пыли, основательно проверить работу механики печатающего устройства.

    И еще один способ выявления неисправности, связанной с узлом RM1-0007: для выявления нестабильной работы оптосенсоров достаточно произвести Engine Test. Если возникает проблема с одним из датчиков, то страница теста будет сформирована не полностью. Так при неисправности PS106 и PS109(PS108*) изображение не допечатывается приблизительно на 20 мм (изображение двойных полос “матроски” как-бы обрезается, становится значительно менее ярким и на протяжении 5-7 мм как-бы сливается в одну полосу, а затем изображение просто исчезает).
    При ошибке оптосенсора PS103 обрезка изображения чуть меньше. Скорее всего, сказывается наличие конденсатора в цепи электронной схемы.
    Если все оптосенсоры работаю исправно и согласно своим циклограммам, то “матроска” формируется до конца страницы.

    Аналогичным методом возможен ремонт и других принтеров производства HP - таких, как 2400, 4100, 5100; изменятся только нумерация оптосенсоров и парт-номера узлов

    Желаю удачи в ремонте безнадежно больных механизмов.

    _Петр®


    Hewlett-Packard LaserJet 42x0/43x0: проблема неправильного размера бумаги

    Опубликовано 28.12.2006 г.
    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100