Вернуться в первую часть |
"Их нравы"
Если помните, была такая популярная рубрика в советских газетах; в ней описывались всякие ужасы загнивающего капитализма. Ну, вопрос о загнивании как-то сам по себе отпал со временем; выяснилось, что нравы даже отдельных нехороших жителей капстран – это просто цветочки по сравнению с тем, что порой творилось и творится у нас, а в массе своей обитатели "забугорья" гораздо более законопослушны и внимательны друг к другу, даже в мелочах, чем очень многие наши соотечественники. И граждане Израиля в этом плане тоже не раз удивляли меня, привыкшего к российским реалиям.
Очень бросается в глаза поведение людей на дорогах. Пешеходы никогда не перейдут дорогу на запрещающий сигнал светофора – даже если ни одного автомобиля не видно; но уж если пешеходам горит зеленый, то налево-направо они не смотрят, а просто смело топают через дорогу; не менее храбро они ведут себя на нерегулируемых пешеходных переходах: человек только еще заносит ногу над "зеброй", а машины уже остановились и ждут… Мы с женой первое время, завидев приближающуюся к переходу машину, по российской привычке стояли и ждали – а водители останавливались и тоже ждали, когда эти два "тормоза" соизволят все-таки перейти улицу. Самое интересное, что точно так же ведут себя и водители полицейских машин; закрадывалась даже мыслишка, что они своим поведением пример подают… Чего только в голову в чужих краях не придет!
Очень интересно и поведение водителей. Однажды водитель нашего экскурсионного автобуса свернул не туда и долго разворачивал громоздкий автобус на неширокой улочке, перекрыв движение; так мы даже заскучали – хотя машин скопилось изрядно, никто не подбадривал его нетерпеливыми гудками и не высовывался из окон, махая руками и выкрикивая советы пополам с пожеланиями… И скорость никто не превышает (ну, пять-семь км/ч сверх разрешенного – это не нарушение, а погрешность спидометра); и желающего перестроиться пропустят; и в левом ряду не моргают дальним светом, чтоб едущий впереди "чайник" свалил и не мешал ехать конкретным пацанам; и подождут на узкой улице, пока кто-то паркуется или отъезжает. Скучища; детский сад какой-то.
Конечно, штрафы за нарушения просто драконовские; но ведь "гаишники" не на каждом углу стоят, да и потоптать бибикалку, чтоб лох не ноздрями мух ловил, а баранку крутил – в России это просто предотвращение аварийной ситуации; однако ж в Израиле и сигналят редко, и правила соблюдают не только в прямой видимости дорожного полицейского. О штрафах: самое дешевое нарушение – 70 шекелей за отсутствие корзинки для мусора (не пепельницы, а именно маленькой корзинки или ведерка; и даже в легковых автомобилях); выброшенная из окна банановая шкурка или огрызок обойдутся уже в 700 шекелей; цена парковки на тротуаре – 500 шекелей; ну, и так далее вплоть до лишения прав и даже конфискации автомобилей. Нет, серьезно: группа лихих байкеров поздним вечером гоняла по улицам родного города – сами понимаете, ни один уважающий себя байкер не задушит глушителем мотор своего "зверя"; так вот: отловили, оштрафовали, да еще и мотоциклы отобрали – за что?! И - самое противное: намеки типа "командир, разойдемся в пополаме без квитанции" не то, что не проходят, а заканчиваются в суде обвинением в попытке дачи взятки должностному лицу… Это где ж такое видано! И ведь не берут, зверюги, не потому, что кругом микрофоны "службы по чистке рядов", а – из принципа; и даже могут бесплатно простить не особенно великий грех, ограничившись предупреждением.
Еще пример: пожилой человек теряет в рейсовом автобусе кошелек с приличной суммой денег и документами. Ну что, сыграем в "догадайся с трех раз" - что получил этот человек? Варианты:
- ничего;
- благодарность от нашедшего в виде песни в радиопередаче "по заявкам слушателей";
- документы – в обмен на приличное вознаграждение.
А вот и не угадали ни разу: через два дня получил и кошелек, и документы, и даже деньги; причем к рукам ни пассажира, нашедшего кошелек, ни водителя, которому пассажир передал находку, ни служащих автобусного парка, которые нашли владельца-растеряху, не прилипло ни шекеля.
Уже вижу кривящиеся в усмешке губы читателя: мол, хватит лапшичку-то на уши вешать; не бывает такого: не люди, а прямо ангелы небесные… И опять не угадали: все вышеописанное наблюдал сам, лично – ну, кроме судебного процесса по делу о взятке, но читал в местной газете (русскоязычной, конечно) о "пострадавшем" от неподкупности дорожной полиции; кстати, давайте еще разок сыграем в "угадайку": какой язык был родным для страдальца?
Упомяну и о неприятном – а то кто-нибудь да скажет: мол, совсем продался сионистам! На одной из экскурсий женщина-экскурсовод пожаловалась, что лишилась вчера мобильника, причем очень интересным способом: гуляла по парку, а рядом катались на велосипедах пацаны лет 13-15. Один из них пристроился рядом с ней, завел разговор, а потом под благовидным предлогом попросил мобилу; "пелефончик" свой женщина видела в последний раз. Правда, хозяйка сразу связалась с оператором сети и номер заблокировали, да и аппаратик был недорогой: пацаненок наверняка стащил его не ради наживы, а чтоб потом похвастаться крутизной перед приятелями; но в памяти телефона было много нужных номеров – обидно!
Читал в газете предупреждение для автовладельцев: имели место случаи, когда в остановившуюся на светофоре машину подсаживались вооруженные люди и, выгнав хозяина, угоняли ее; поэтому рекомендуют следить, чтобы двери постоянно были заперты… Ф-фу-у! Ну, хоть не только у нас такое!!!
А вот еще: в одной новостной программе из семи сюжетов о России (специально считал!) шесть было на тему "что еще у них плохого", и лишь седьмой – нейтральный: о визите Далай-Ламы (да и то с подковыркой: наконец-то власти разрешили ему приехать). Правда, канал был хоть и русскоязычный, но американский – RTVi; но, раз "штатники" показывают в Израиле именно такой подбор новостей, значит – смотрят… |
 Стаканчик чаю в бедуинском шатре; а снаружи - пустыня... |
Детство, отрочество, юность…
К детям и отрокам-отроковицам в Израиле относятся просто-таки трепетно: прав у них явно больше, чем обязанностей. До смешного доходит: самый бесправный человек в израильской школе – учитель; меры воздействия на "подопечных" у него только морально-психологические, да и те из разряда "ай-ай, какой непослушный ребенок!". Конечно, рукоприкладство в школах запрещено в любой нормальной стране, но в России крупное неудовольствие учителя учеником заканчивается вызовом родителей, которые потом выписывают драгоценному чаду ума ремешком по заднице, ибо сказано: "Учи дитя свое жезлом, и упокоит тя в старости твоей". Иудеи нашего "Домостроя" не признают, и потому получившее подзатыльник чадушко может прямым ходом рвануть в ближайший полицейский участок, после чего поклонникам силовых методов воспитания мало не покажется. |
Дети от такого отношения часто растут избалованными; но все же удивительно, что, во-первых, избалованы далеко не все, а во-вторых, столь демократические методы воспитания дают хорошие результаты: не видел я что-то по вечерам столь привычных нам стаек подвыпивших подростков, ошивающихся по улицам в поисках приключений (хотя, как мне рассказывали, такие тоже кое-где встречаются). Да и образование школа дает неплохое – например, английским языком выпускники израильских школ владеют весьма сносно.
И юноши, и девушки в Израиле проходят срочную военную службу; причем это скорее священный долг, чем конституционная обязанность. Молодые израильские солдаты – это уважаемые защитники Родины, а не сиротинушки горькие, как в России; "косить" от службы – понятие немыслимое, не служить может либо полный инвалид, либо… глубоко религиозный иудей. Но просто заявить призывной комиссии: "Мне вера служить не позволяет!" не получится: "отказник" под строгим оком раввина должен соблюдать столь великое множество религиозных правил, что их и запомнить-то непросто, не то что выполнять! Тем не менее, положение с такими "непризывниками" вызывает массу споров даже на уровне законодательной власти, но пока ситуация именно такова.
Конечно, не призываются и те, кто после школы продолжает обучение в ВУЗах и колледжах; но, получив диплом, все они идут в армию, причем служат полтора срока. Все военнослужащие, даже "срочники", получают достойную зарплату. Насколько достойную – судите сами: мы познакомились с семейной парой из России, чья дочь в 14 лет уехала в Израиль, выучилась, была призвана в армию; на получаемые деньги смогла пригласить родителей на отдых, оплатив им перелет, проживание и экскурсии. Кроме зарплаты, уже по окончании службы молодые люди получают значительные льготы по оплате дальнейшего обучения. Правда, с окончанием срочной службы отношения с армией не прекращаются: до определенного возраста все граждане регулярно призываются на несколько недель – чтоб оружие в руках не разучились держать.
Конечно, сама военная служба – это Служба: никто генералам дач не строит, на полях картошку и прочие бананы не собирает, перед приездом высокого начальства пожелтевшие кактусы в зеленый цвет не красит. Солдат занят или боевой подготовкой, или боевыми дежурствами; если уж подразделение вывозят на стрельбы, то каждый солдат расстреляет по мишеням добрую тысячу патронов (в бытность мою офицером, еще в советские времена, нас 4-5 раз в год посылали в тир, где давали по 6 патронов – три тренировочных и три зачетных; вот и вся огневая подготовка). Но хорошая служба подразумевает и хороший отдых: солдатам часто дают увольнительные, которые они используют для поездок к родным, друзьям, на море, на экскурсии. Вот только, как я уже рассказывал, везде и всегда военнослужащий должен быть при оружии. |
 Иерусалим: стены Старого города |
Дела внутренние
Если в послесоветской России люди только недавно стали привыкать к мысли, что вера, принадлежность к той или иной религии – это неотъемлемое право каждого человека, то в Израиле, по-моему, все наоборот: общество потихоньку привыкает к тому, что его члены могут не соблюдать строжайшие религиозные предписания иудаизма. Тем не менее, вся жизнь Израиля неразрывно связана с иудейской религией. |
Прежде всего – шабат. Это не просто время с нуля до 24-х часов календарной субботы; начинается он вечером в пятницу, причем наступление шабата в каждом районе страны определяется с точностью до минуты: есть специальные календари, в которых указано - такого-то числа шабат, например, в Иерусалиме начинается в 16 часов 11 минут. Примерно за час до этого времени жизнь замирает: закрываются магазины, офисы, увеселительные заведения, перестает ходить общественный транспорт (остаются только такси, за рулем которых арабы или "русские" – но тариф они увеличивают в полтора раза). Только армия, медики и аварийные службы продолжают работать – воевать и спасать человеческую жизнь в шабат разрешается. Всех тонкостей шабата я, конечно, не знаю, и потому не буду говорить о том, что можно и чего нельзя делать в это время верующему иудею; скажу только, что для граждан, которые не стремятся к полному соблюдению иудейских традиций, это обычный выходной: на личных автомобилях они выезжают на отдых, в гости, занимаются домашними делами и т.д., но все это надо делать так, чтобы не мешать соблюдающим шабат соседям. Заканчивается шабат вечером в субботу: начинают ходить автобусы, вновь открываются магазины, кафе, рестораны, кинотеатры – в общем, только это время похоже на привычный нам выходной день.
Календарь. В Израиле параллельно и равноправно сосуществуют два календаря – европейский и свой, иудейский, в котором не только год другой, но и месяцы по-другому отсчитываются: у нас на дворе начало декабря 2004 года (от Рождества Христова), а у иудеев – год 5765-й от сотворения мира, вторая половина месяца кислэв.
О пище. Все слышали, что настоящий иудей ест только кошерную еду; причем отвращение к трефному (т.е. некошерному) порой даже физиологическое: маленькая девочка, родившаяся в Израиле и воспитанная в традициях иудаизма, узнала, что ее дедушка, когда жил в России, ел свинину – так ее чуть не вырвало! Удивляться вряд ли стоит: представьте, что в каком-нибудь Таиланде вы вкусно покушали, а потом выяснилось, что столь понравившееся вам блюдо сделано из каких-нибудь насекомых или личинок; какой будет реакция вашего организма? А что ж тогда вы поначалу наравне с тайцами ели да нахваливали?!
Конечно, свинина – это только самый известный пример; еще иудеям нельзя есть, например, рыбу, у которой нет чешуи – угрей, осетровых, и кое-что другое. Кстати, и у православных были подобные традиции: помните, за что били светлейшего князя Меншикова в бытность его пирожником Алексашкой? Правильно, за пироги с зайчатиной, начинку которых он выдавал за говядину: "православному надлежит есть мясо того животного, у которого копыто раздвоено"; только это правило носило больше рекомендательный характер (грех, но не из великих), поэтому зайчатина оставалась пищей для бедных – благо зайцев было пруд пруди.
Еще одна традиция кашрута, свято соблюдаемое в питании (прежде всего общественном: в кафе, ресторанах, армейских, студенческих и прочих столовых; домашнее же меню – личное дело каждого) – это несмешивание мясного и молочного: так, в суп на мясном бульоне добавлять сметану нельзя, равно как и съесть за завтраком два бутерброда – один с колбасой, а второй с сыром. Больше того: для приготовления мясных и молочных блюд категорически должны использоваться разные кастрюли-ножи-ложки-поварешки. Есть в Израиле даже такая шутка: истинно верующий иудей должен иметь два унитаза – в один ходить после мясного, в другой после молочного…
Все продовольственные товары в магазинах, включая спиртные напитки, имеют на этикетках отметку о кошерности. Исключение составляют заведения "для русских" – магазины, кафе; таких немало, но на вывесках крупными буквами указывается "целевой сегмент" потребителей. В "русских" магазинах свободно можно встретить ту же пресловутую свинину: сам видел и сало, и отбивные, и окорок, и свиную колбасу, но не пробовал; говорят, невкусно – свиней в Израиле часто кормят… апельсинами! В сезон это самый дешевый продукт (помните советских кур с запахом рыбы, которых кормили отходами с рыбкомбинатов?); так что поговорка "разбирается, как свинья в апельсинах" в Израиле должна иметь смысл прямо противоположный, чем в России. В таких магазинах можно купить и селедочку, и пельмени нескольких видов, и другие привычные нам продукты; вот только "дешевой и для здоровья полезной" водки нету – за паленое спиртное спрос очень строгий.
Свинину местного производства я не пробовал, а вот белый хлеб точно не такой вкусный, как у нас (а черный вообще продается только в "русских" магазинах, но тоже так себе на вкус); и яблоки другие (слишком сладкие, без малейшей кислинки), и картошка; помидоры-огурцы напоминают наши парниковые, травянисто-безвкусные. Зато прочих овощей-фруктов, в том числе вовсе невиданных для нас – море, и все отменной спелости и качества; угощали нас диковинным гибридом ананаса и банана: на вид напоминает небольшую, размером с кулак, сросшуюся гроздь бананов; вкус описать не берусь, лично мне не очень понравилось – сладость одна, ни ананасового аромата, ни бананового вкуса. Местные бананы, кстати, тоже другие, чем привычные нам южноамериканские.
Есть, конечно, магазины и с "пищей духовной" для выходцев из России, где можно купить и новинки аудио-видео, и книги; но цены на печатную продукцию раза в три-четыре выше, чем в России, причем книги на иврите также очень дороги: небольшая детская книжечка страниц на двадцать может стоить 18 шекелей (около 115 рублей).
А покушать в Израиле любят, и потому готовить большие мастера. Мне особенно понравилась всяческая выпечка – и пироги, и рулеты, и плюшки; называется все это, конечно, по другому, но пройти мимо магазинчика, где все это добро тут же и выпекают, просто невозможно! Тесто сдобное, начинок разных столько – устанешь выбирать, всегда "с пылу – с жару", да и цена за такую вкуснятину просто смешная.
Очень много блюд готовят на оливковом масле; правда, оно придает непривычный вкус: не скажу, что неприятный, но лично мне подсолнечное масло кажется более подходящим. Кое-что не знаешь, как и съесть: подают, например, некую довольно густую кашицу, размазанную круглым тонким слоем по тарелке, а в середине образовавшегося "блина" все то же оливковое масло… Вилкой не зацепишь, ложкой тоже замучаешься собирать по тарелке – очень уж слой тонкий. Называется это дело "хумус", делается из гороховой муки; подают его очень часто, но всегда с лепешками, так вот: надо отломить кусочек лепешки, макнуть в хумус и уже так есть. |
 Улицы старых городов - это сплошь магазинчики и туристы |
В один из первых дней мы с женой, набродившись по Иерусалиму и нагуляв аппетит, поняли, что без "дозаправки" до базы не дотянем; решили сэкономить и выбрали не ресторанчик, а уличную кафешку поприличнее, с сидячими местами за столиками на улице. На стене висело меню; естественно, на иврите - только цифры понятны: один набор закорючек – 12 шекелей, другой – 15, третий - 20… Спросить не у кого, и английский не поможет: скажешь – "What is this?", а тебе в ответ – "Бурекас", вот и пойми! Короче, присмотрелись и взяли то, что выбирало большинство остальных посетителей: некие комочки вроде фрикаделек, которые повар закладывал в знакомую нам питу (это лепешка такая, с "карманом" внутри), посыпал маринованым луком и другими специями, поливал соусами, а потом люди это дело кушали с разными салатами, которые можно было на выбор накладывать самому. |
И, конечно, промахнулись – "фрикадельки" оказались не из мяса, а не пойми из чего, но такие острые, что доесть, несмотря на голод, мы так и не смогли; пришлось срочно брать побольше пива и заливать пожар во рту. Пиво в этой кафешке было только Heineken аж по 12 шекелей (почти 3 бакса) за 0.33, а разве таким количеством жажду после острого блюда утолишь… Вот тебе и поели, вот и сэкономили! Потом нам объяснили: штука эта называется "фалафель", комочки-"фрикадельки" делаются из той же гороховой муки, а что острое – так это для кого как: многие местные и еще перчика подсыпают. |
 Граница: до Иерусалима 205 км, до Бейрута - 120 |
Отношение к "русским"
Официальное отношение к выходцам из экс-СССР такое же, как и ко всем остальным; но вот неофициально-бытовое… Наши бывшие соотечественники шутят: "Если еврей хочет почувствовать себя русским, он должен переехать в Израиль". Не буду пытаться пояснять причины такого положения, упомяну только одну из возможных: как правило, "русские" евреи, "благодаря" советскому воспитанию, были очень далеки от национально-религиозных традиций иудаизма. |
Кстати, тот факт, что религия в Израиле не отделена от государства, порой приводит к некоторой внутренней напряженности в обществе. Был однажды случай, когда во время военных действий некий офицер (неиудейского вероисповедания) геройски погиб, спасая своих подчиненных. Его захотели похоронить на одном престижном кладбище, но администрация отказала – он же не иудей… Тогда возмутилась армия: как так – умирать за Израиль человек может, а последние почести получить – нет! Ладно, разрешили захоронить. Но тут подняли шум верующие: нельзя иноверца хоронить на иудейском кладбище. В общем, был большой скандал, который удалось погасить тем, что устроили специальное кладбище для уважаемых неиудеев. Выходцы из России (которых, как я упоминал, порядка 20%; многие из них живут в Израиле уже по 10-20 лет) потихоньку осознают себя силой: есть даже политическая партия, ориентированная на "русских", и она имеет около 20 депутатских мандатов в Кнессете.
Отношения с арабами
Тема эта очень сложная; затрагивать ее не хочется, но кое-что из личных наблюдений все же упомяну.
Конечно, не все израильские арабы – это злостные террористы, обмотанные динамитными шашками и с "калашниковым" в руках; таких вы увидите только по телевизору (и избави Бог от иного знакомства). Но любой турист столкнется совсем с другими арабами – прежде всего, с торговцами; например, арабских магазинчиков полным-полно в Старом городе Иерусалима. Эти арабы ничуть не более воинственны, чем мы с вами (по крайней мере тогда, когда обслуживают вас как покупателя); они – уважаемые владельцы магазинов, которым для процветания их бизнеса нужен мир. По слухам, некоторые из них даже содержат за свой счет охрану, наблюдающую, чтобы (упаси Аллах!) кто-то не обидел туристов-кормильцев.
Общался я и с другими арабами - коллегами-сервисниками, с которыми нас познакомили наши израильские друзья. Эти арабы тоже вполне вменяемые, приятные и вежливые ребята; один из них даже взял на себя труд провести нас по христианским местам Назарета; сам, конечно, в церкви не заходил, но терпеливо ждал, пока мы с женой все осмотрим.
Очень понравился кофе по-арабски, которым нас угощали арабские коллеги – с кардамоном, который дает легкий приятный привкус и очень здорово скрывает крепость напитка. Если вы пришли к арабу, то вам сначала принесут кофе, и лишь потом начнется обсуждение всяческих дел. Жаль, что в московских магазинах я такой кофе не нашел, а сколько надо добавлять кардамона – узнать не догадался… |
 Иудейская Стена Плача; за ней - святыни мусульман |
Чтобы закончить с деликатной темой отношений арабов и евреев, приведу два примера уже не из виденного мною, а из недавней истории. Первый – как можно решать возникающие проблемы: солдат Иорданской армии (араб-мусульманин) ни с того, ни с сего вдруг начал стрелять по израильским школьникам, которые были на экскурсии вблизи границы (страна-то маленькая, и широченной "запретной полосы" вдоль границы позволить себе не может); несколько ребят были убиты. Надо сказать, что сделал он это не по заданию какого-нибудь террористического центра, а из-за временного помрачения ума – может, просто солнце голову напекло, вот он и принял детей-экскурсантов за подкрадывающихся к границе спецназовцев. |
Дело было в правление ныне покойного короля Иордании Хусейна (очень уважаемого и в исламском мире, и в Израиле, и вообще в политических кругах планеты); так вот, король лично, но без особой свиты и толп журналистов, приезжал в Израиль, навестил всех родителей погибших и просил у них прощения за солдата своей армии. Конечно, детей это никому не вернуло, но все же: многие ли высокие политики способны на такой шаг!
Второй пример – ну, тут сами разбирайтесь.
Есть у иудеев великая святыня – древняя Стена Плача; у нее во все дни, а в праздники особенно, много молящихся людей. Высота этой стены метров 20 (а то и поболее); а за стеной – тоже святыни, но уже мусульманские. В один из иудейских праздников, когда молящихся было море, мусульмане-арабы стали сбрасывать с этой стены на головы евреев камни (и далеко не маленькие - а даже половинка кирпича, прилетевшая с такой высоты, череп проломит легко); не знаю, сколько было пострадавших среди иудеев, но израильская охрана стала призывать хулиганов к порядку – сначала устно, потом выстрелами в воздух; когда и это не прекратило поток камней, стрелять стали на поражение, убили несколько человек. Арабы же потом демонстрировали окровавленные одежды "жертв израильского произвола" у входа в мечети Старого города. Ну, что тут скажешь… Лично у меня no comments. |
|